На одном дыхании посмотрел “Аргентину, 1985” Сантьяго Митре. Честно говоря, просто хотелось посмотреть что-то из последних премий, а он как раз “Золотой глобус” получил за лучший фильм на иностранном языке. Еще и производства Амазона, то есть, с моей невероятно субъективной точки зрения, должна быть одна большая посредственность.
Тем не менее, прошлые выходные я пролежал с температурой и наблюдал стену, в то время как работу никто не отменял, поэтому мне хотелось картинки, которую Амазон делает относительно неплохо. Включил Амазон и лег на софу, с которой уже спустя полчаса я соскочил, сделал мате🧉и дальше просто не мог оторваться.
Фильм о том, как судили военную хунту в Аргентине в 1985 году, когда страна уже вернулась к демократии. За время хунты было все, что мы сейчас без труда можем представить: посадки по надуманным делам, похищения, пытки, убийства, даже была попытка “маленькой победоносной войны” против Великобритании.
Однако хунту сбросили и выясняется, что судить ее руководителей, которых тогда было 9 человек, некому. Прокуроры либо запятнаны связями с ней, либо боятся возможной мести, либо им просто очень много лет. Поэтому выдвигать обвинения приходится текущему государственному прокурору, доктору Хулио Сезару Штрассере, его тридцатилетнему коллеге, доктору Луису Морено Окампо, и десятке студентов юрфаков, которых набрали почти по-объявлению.
Результаты суда я не буду спойлерить, но, на самом деле, суть совершенно не в них. Собственно, поэтому и сам фильм заканчивается не приговором, но тем, как доктор Хулио пишет апелляцию на решение суда, фильм о том, как возвращается аутентичность жизни. Большинство жертв хунты пропали без вести, многие отказались свидетельствовать, потому что после суда им предстояло вернуться в свои города и, в случае провала дела, жить с теми людьми, которых они бы публично обвинили в преступлениях, от которых кровь стынет в жилах.
В фильме приводится один такой пример, когда женщину заставили рожать голышом прямо в автозаке, в закованных наручниками руках и с капюшоном на голове, а после заставили этот же автозак отмывать. Только после этого ей дали обнять свою новорожденную дочь.
В фильме, как и в свое время в суде, у всех этих людей возвращается голос. У них снова появляется Я. После многих лет молчания и страха они обретают свое аутентичное бытие в результате публичного призыва к справедливости, когда их голос возвышается над молчаливым отрицанием фактов прошлого участников хунты. Они понимают, что могут вернуться-к-себе только через обретение власти над теми обстоятельствами жизни, которые долгие годы прижимали их к земле и затыкали рот.
Уверен, в будущем мы еще увидим и такие процессы, и такие фильмы. Это горькое лекарство для общества, но оно необходимо.
На фотографии члены хунты во время судебного процеса.