# О справедливости Честно говоря, мне кажется невероятно странным, что сегодня (или в ближайшие дни, а может быть и недели) можно будет говорить о чем-то еще, кроме справедливости, пускай даже нашу безнадежно-тоскливую мысль она заботит довольно мало. В целом, я уже привык слышать набившие оскомину рассуждения о том, что какие-то проявления гражданского чувства “не имеют никакого смысла”, что “у нас же есть личная свобода”, а еще, что даже с самыми отъявленными мерзавцами нужно “уметь договариваться”. Какова ирония! Искать договора с теми, кто сильнее и кто и так может взять все, что захочет. Мне жаль расстраивать, но нет ничего, что таким людям можно было бы предложить взамен. Однако есть одна вещь, которая, как ни удивительно, есть у каждого из нас. Именно она способна разбудить человека от сна так, что он, будто ребенок, оказавшийся ночью в темной комнате, будет ожидать лишь плохого - идея справедливости. Это будет не очень простой текст, но, обещаю, в конце тебя ждет награда, которая во много раз ценнее золота. Что же такое справедливость? Давай остановимся и немного подумаем. Чем дольше человек живет, тем больше он думает о том, что, рано или поздно, все это закончится. Когда-то давно он, наверняка, слышал какие-то истории или сказания о том, что даже если не здесь и сейчас, то за границей этого мира, его ждет наказание за то, что он поступал несправедливо. Это классические истории и несть им числа. Такого человека начнут одолевать сомнения. Правильно ли он поступал, не обидел ли кого, совершал ли справедливые поступки. Богатство таких людей становится для них уже не благом, а ношей. Однако стоит ли считать справедливостью простой честностью и возвращением того, что ты был кому-то должен? Если человек, будучи в здравом уме, одолжит кому-нибудь оружие, а затем, будучи безумным, затребует его назад, справедливо ли будет его вернуть? Думаю, тут понятно все. Отдать пушку такому человеку нельзя. Значит, дело совсем не в том, чтобы просто воздавать каждому должное. Например, врага на войне стоит убивать, при этом если я скажу, что убийство - вещь справедливая, уверен, найдется множество людей, которые со мной не согласятся. Где же тогда найти справедливость? Справедливый музыкант или портной лучше, чем не справедливый, но не справедливый музыкант или портной лучше в своем деле, чем справедливый человек который не обладает такими навыками, и если нам понадобится портной, мы, скорее всего, обратимся человеку, независимо от того, справедлив он или нет. То же касается и дружбы. Мы дружим с людьми и, нередко, принимаем одних людей за других. В таком случае может получиться, что мы наносим вред хорошим людям, потому что не считаем их своими друзьями, тем самым совершая несправедливость. Чтобы сделать этот вопрос еще сложнее мы добавим, что ничего не становится лучше, если ему нанести вред. Если побить собаку, она явно не станет лучше, с точки зрения качеств собаки. Если побить человека, он тоже не станет лучше, но скорее потеряет человечность. Думаю, уже ясно, к чему я веду, но давайте еще раз. Предположим, некоторый человек довел свою несправедливость до совершенства и подчинил себе целые страны и народы. Дворцы отстроил, аквадискотеки там и целые склады с разными вещами. Кому-то такие вещи могут показаться разумными и чей-то гнев связанный исключительно с тем, что у них такого нет. Не твой склад, вот и бесишься. То есть, очевидную несправедливость кто-то может отнести к добродетели и, даже, к мудрости, а справедливость к противоположному. При этом, как мы можем себе предположить, справедливый человек не захотел бы ни обладать тем, что ему не принадлежит, ни иметь преимущества перед другими людьми, тоже справедливыми. Однако справедливый явно будет считать, что он достоин большего, чем несправедливый, тогда как несправедливый будет считать, что он должен обладать преимуществом перед всеми. Еще раз отметим этот момент, потому что это очень важно: справедливый человек хочет обладать преимуществом над тем, кто на него не похож, а несправедливый вообще перед всеми людьми. То есть, этот несправедливый человек считает, что он разумный и значительный, а справедливый нет. Значит ли это, что несправедливый похож на человека разумного и значительного, а справедливый нет? Было бы очень странно не походить на того, кем ты являешься. А это значит, что каждый из этих людей таков, на кого он похож. Гитарист, натягивающий струны, похож на гитариста, инженер на инженера, юрист на юриста, а невежда, глупец и мздоимец на подобного ему, при этом последний будет притязать на гораздо большее и сравнительно ему подобным и тем, кто на него не похож. Из этого, думаю, следует вполне логичный вывод: справедливый человек схож с достойным и мудрым, а несправедливый похож на человека плохого и невежественного. Мы чуть не забыли про мощь или власть. Сейчас и про них пару слов скажем. Очевидно, что какие-то государства могут быть справедливыми, а другие не очень. А теперь такой вопрос: может ли считаться сильным государство, может ли оно вообще хоть что-то, если люди, которые его составляют, несправедливо относятся друг к другу? Это был риторический вопрос. Наверное, ты уже заметил, что я все хожу вокруг да около, но так и не даю точного ответа на вопрос, что же такое справедливость. Однако ее формы, постепенно, приобретают все более и более четкие очертания, пускай иногда и кажется, что описывать ее - то же самое, что пытаться описать бокал с помощью одних лишь пальцев. Очевидно, что у нас у всех могут быть разные предпочтения. Разные мысли и желания, однако ни один из нас не захотел бы сказать, что он человек ничтожный и несправедливый. Что он ценит возможность угнетать остальных просто потому, что такова его воля. Не стоит обманывать себя. Ты знаешь, что такое справедливость. #diary